Финтех-стартапы кажутся незначительными игроками рынка услуг, по сравнению с традиционными банками и другими компаниями «старого образца». Однако они заставляют крупных игроков меняться.

Об этом в своей статье для Forbes пишет Ренди Бин, CEO финансовой компании NewVantage Partners. iPay.ua представляет её фрагменты:

В эти дни почти 200 лет назад (11 июля 1804 года) в Уихоукене, штат Нью-Джерси, Александр Гамильтон, архитектор американской финансовой системы, встретил свою смерть на дуэли с политиком Аароном Бёрром. Некоторые утверждают, что индустрия финансовых услуг с тех пор сильно изменилась.

Однако изменения медленно приходили к финансовым услугам. Инновации в этой сфере продолжаются эволюционно. Можно даже сказать, что они проходят в ледниковом темпе. Однако это тоже может измениться.

На протяжении нескольких последних десятилетий мы стали свидетелями внедрения технологических решений, которые ускорили преобразование потребительского опыта. Такие достижения, как автоматизированная банковская система (ATM; экосистема обслуживания клиентов с помощью банкоматов), онлайн-банкинг и оплата счетов в интернете, а также мобильные банковские приложения, повысили потребительский опыт в сфере финансов и платежах. Одновременно они уменьшили затраты самих банков, увеличивая удобство сервиса и упрощая процесс обслуживания клиентов.

Шок большой рецессии в сочетании с появлением новых технологических приложений в области самообслуживания, онлайн- и мобильного банкинга, машинного обучения, «больших данных» и искусственного интеллекта (AI) теперь может высевать семена разрушения финансовых услуг.

Страх перед сбоями вызывает все большую обеспокоенность у компаний, предоставляющих финансовые услуги. По результатам опроса, проведенного в 2018 году, почти 80% топ-менеджеров опасались, что их фирмы рискуют быть разрушенными и замещенными другими, более гибкими, ориентированными на большие данные конкурентами. Три четверти исполнительных директоров, которые приняли участие в этом опросе, представляли крупнейшие финансовые компании.

Этот растущий страх перед сбоем и поглощением может быть отчасти объяснен возрастающей угрозой «вторжения», исходящей от крупных технологических гигантов – Amazon, Google, Facebook и Apple [когда они просто покупают конкурентов – прим. ред.].

Существует и новая угроза. Количество потребителей финансовых услуг растет. Они ожидают все большей персонализации сервиса: чтобы компании отвечали на все их потребности. Поэтому инноваторы все больше и больше расширяют видение финансовых услуг, предоставляя новые и новые предложения. Большую часть новшеств привносят новые участники рынка – финтех-стартапы.

Появление финтех

Финтех это движение, которое приведет к трансформационным и разрушительным инновациям для финансовых услуг. Они будут применять новые и новые технологии, которые решат потребности потребителей посредством автоматизации.

Из-за разных факторов традиционные компании финансовых услуг могут оказаться не в состоянии направить свою энергию на инновациях. Например, им могут помешать сосредоточение на конкретном сервисе и нормативные ограничения.

Преимущество финтех-стартапов состоит в том, что они не обременены устаревшими системами и процессами. В результате такие фирмы могут двигаться быстрее и разрабатывать решения, которые напрямую конкурируют с традиционными финансовыми услугами.

С высокими затратами на привлечение клиентов и нормативными препятствиями традиционным компаниям приходится выбирать: создавать ли свои собственные возможности или искать партнеров в финтех, которые стимулировали бы инновации. Такой порядок вещей дал финтех-компаниям возможность предоставлять новые приложения либо непосредственно клиентам, либо в партнерстве с крупными финансовыми учреждениями.

Крупные учреждения должны учитывать, как быстро они могут двигаться, чтобы удовлетворить потребности потребителей в отрасли на пороге перемен. Это может происходить посредством партнерских отношений, с помощью приобретения технологий или внутренних инициатив. Большинство фирм используют гибридный подход.

Будущее финтех

Что ждет финтех в будущем? AI, машинное обучение и Big Data становятся центральными в решениях таких компаний. Их владельцы и разработчики ищут новые области инноваций в сфере финансовых услуг. Одной из областей, которая созрела для инноваций, является кредитование на рынке.

Аш Гупта, бывший директор по вопросам риска и президент Global Credit Risk в структуре American Express, отмечает: «Fintech и цифровые кредиторы создали новое превосходство в работе с клиентами. Они постоянно меняют ожидания клиентов в скорости принятия решений по кредитам, их доступности и широты выбора предложений и цен».

Финансовые технологии обеспечивают основу для инноваций и преобразований финансовых услуг. Однако компании фирмы все же должны выходить на более широкую аудиторию для своих услуг. Это требует своего рода культурных изменений.

Почти две трети руководителей финансовых компаний заявляют, что адаптация бизнеса к новым технологиям остается проблемой. Но только каждый пятый руководитель говорит, что технологии являются препятствием для успешной адаптации.

Иными словами, проблемой остается человеческий фактор. Люди и устоявшиеся правовые процессы не дают вполне развернуться финтеху. Компании, которые боятся внедрять инновации по этой причине и далее будут сталкиваться с проблемами в соревновании с более гибкими, ориентированными на клиентов конкурентами.

Читайте также: Кто убережет финтех-компании и их клиентов от финансовой преступности